Из-за сложностей покупки отечественных авто узбекистанцы ищут любые способы, чтобы быстрее и дешевле приобрести долгожданное транспортное средство
ТАШКЕНТ, 2 ноя — Sputnik. Несмотря на стартовавшую в Узбекистане либерализацию сферы продажи автомобилей, появление приемной GM Uzbekistan и град обращений по этому вопросу в виртуальную приемную Шавката Мирзиёева, узбекистанцы продолжают испытывать проблемы при покупке отечественных автомобилей, сообщает корреспондент Sputnik.
Однако голь на выдумки хитра, и жители Узбекистана, уже давно привыкшие к наплевательскому отношению со стороны GM Uzbekistan, изобретают свои полулегальные схемы покупки долгожданных автомобилей.
На сегодняшний день в автосалонах по всей республике сложилась следующая ситуация — покупатель действительно может приобрести ряд не самых востребованных автомобилей и при этом преимущественно оплатить покупку в долларах, которые, кстати, не купишь ни в одном банке.
При этом курс на черном рынке зашкаливает уже за 6800 сумов за доллар. То есть если, например, «Спарк» 1-й позиции стоит 5451 долларов (16,9 миллиона сумов по госкурсу), то в реальности он обойдется не меньше чем 37 миллионов сумов, так как придется покупать валюту у перекупщиков.
Ну к этому узбекистанцы уже давно привыкли и даже согласились, но проблема в другом — сейчас даже за валюту сложно достать самые популярные модели, и особенно автомобили с автоматической коробкой передач.
По его словам, сегодня юридическим лицам — фирмам и компаниям — предоставлено право покупать автомобили при помощи безналичной оплаты. Так как со стороны юридических лиц спрос элементарно меньше, чем у физических лиц, лимитов на них остается больше. Поэтому, например, сегодня сложилась такая ситуация, что купить автомобиль с автоматической коробкой можно практически только через фирму или компанию.
© Sputnik / Игорь Зарембо
Этим и решили воспользоваться некоторые узбекистанцы в своих целях. Покупатель договаривается с фирмой, которая затем приобретает нужный ему автомобиль и «сажает» его на свой баланс. В стране действует правило о том, что новый автомобиль GM Uzbekistan можно продавать только по истечении года после его покупки. Казалось бы, засада, но нет — фирма оформляет доверенность на покупателя и отдает ему автомобиль, ежемесячно в течение года делая ему путевые листы, по которым покупатель свободно перемещается по стране.
По истечении года авто спокойно переоформляется на покупателя. Выгода для покупателя понятна — он становится обладателем востребованного авто, а юридические лица тем самым получают в свое распоряжение «живые деньги», так как покупатель отдает им сумму за авто наличными, с чем в Узбекистане тоже серьезные проблемы.
При этом покупатель выигрывает и на стоимости автомобиля. За «обнал» в стране берут от 10 до 30%, а клиент фактически обналичивает фирме большую сумму денег, значит, и стоимость автомобиля для него серьезно снижается.
Откровенно говоря, этот способ уже давно использовался в стране, однако в последние годы он приобрел настолько массовый характер, что, похоже, скоро и юридические лица начнут сталкиваться с проблемами в покупке авто.
Корреспонденты Sputnik следят за развитием ситуации в автопроме страны.