Лучшее время для покупки машины: существует ли оно?

Доброго времени суток всем автомобилистам!

Темой сегодняшней статьи будет развернутый ответ на вопрос о том, когда лучше покупать машину, чтобы максимально сэкономить при сделке.

Ведь очень немногие люди имеют по-настоящему лишние деньги. Вы их имеете? Я, нет!

И даже многие весьма состоятельные люди, по социологическим исследованиям, совсем не против сэкономить на покупке авто пару десятков тысяч рублей, не говоря уже о суммах вплоть до полумиллиона рублей и более, что вполне возможно для машин премиум-класса.

Но чтобы экономить на автосделках существенные деньги нужно знать некоторые специфические особенности продаж как БУ автотранспорта на вторичном рынке, так и новых машин в автосалоне. Ниже речь пойдет именно о подобных нюансах, знание которых обеспечит вам наиболее оптимальное соотношение цены и качества при планируемом автошопинге.

Покупка автомобиля: производители, дилеры и временные периоды

Ранее я публиковал статью о наилучшем времени продажи машин, где учитывалось несколько разных временных и других точек отталкивания: возрастные, сезонные, погодные, календарные, страховые, технические и т. п.

Но когда вы покупаете автомобиль, то тут основную роль играет намного меньшее количество ключевых факторов:

  • В какое время года покупается авто по сезону (для новых и подержанных машин);
  • В какое время покупается авто по календарному графику (для машин, продающихся из салонов);
  • В какую погоду вы покупаете авто (только если берете подержанную машину).

На всех них я подробно остановлюсь во втором разделе, а сейчас мне хочется отметить несколько тематических моментов, которые могут оказаться полезными при покупке машины и заключении сделки согласно всем правилам .

На сколько лет в России покупают автомобиль

Когда человек планирует приобретение автомашины, он обычно одновременно определяет и приблизительный срок ее использования.

Тут вам могут помочь вот какие статистические данные по РФ:

  • Согласно экспертным расчетам специалистов на наше время (касательно территории РФ), усредненный период нахождения новой автомашины у одного владельца равен 4.6 года (56 мес.). Но эта величина касается всех новых легковушек в совокупности.
  • А вот машинами от отечественного автопрома у нас владеют существенно выше среднего срока – пять с половиной лет для ВАЗов и почти шесть лет (5.8) для марки УАЗ. Учитывая большую насыщенность нашего рынка подобными марками, ясно что это оказывает существенное влияние на тот общий показатель в 4.6 года.
  • Есть «долгожители» и среди импорта – это в основном представители японского автопрома, который не так рьяно как остальные внедряет в свое производство технологии управляемого устаревания, стараясь хоть номинально придерживаться легендарного японского качества. Например, Suzuki и Honda «держатся» не менее общесреднего срока в 56 месяцев, а Mitsubishi и того более – 58 месяцев.
  • Зато все недешевые автомашины премиум-класса меняются намного чаще – раз в 3 года и 4 месяца. Автоэксперты объясняют это перенасыщенностью внутреннего рынка подобными марками. Но мне кажется, что не последнюю роль тут играет и имиджевая составляющая – если бюджетный сегмент и значительная доля среднеклассовых авто раскупаются по преимуществу как средство передвижения, то эти больше для престижа, как ни крути. А на устаревшей, хоть и дорогой, модели таким владельцам ездить уже, как бы, не полагается.

Производители и их дилеры

Теперь хочу отметить важные нюансы по стоимости авто и возможности для производителей и дилеров делать скидки, сезонного, акционного, персонального и другого толка.

Тут не очень много автомобилистов знает реальное положение вещей, т. к. подобная информация, естественно, не афишируется или вообще прямо скрывается за корпоративной секретностью.

Может кто-то помнит из времен советского периода слух, что «Волга», стоившая 16 тыс. советских рублей, по себестоимости обходилась производителю в 1200 рублей? Так вот, это совсем не слух, а реальность. Огромные наценки, не правда ли?

Но на сегодняшний день в РФ подобная схема жива и вполне себе здравствует: автомобиль с финальной ценой автосалона, к примеру, в 1 миллион рублей, производителю обойдется всего лишь в 500 тысяч, если брать грубо. Интересно? Еще бы! Но зачем это я вам рассказываю?

А затем, чтобы вы поняли одну фундаментальную в производстве и продаже авто вещь:

Внимание! Производители автомобилей, как и их официальные дилеры, имеют возможность скидок практически в любое время года и на очень существенную часть финальной цены.

Это все не потому, что производители такие-сякие скупердяи. Просто очень большая ценовая дельта (есть такой термин) между себестоимостью и финальной ценой объясняется традиционной схемой устойчивости работы больших производств как у нас в России, так и за рубежом. Иначе любые незначительные колебания рынка (внутреннего или внешнего) постоянно ставили бы корпорации на грань банкротства.

Данную головную боль производители успешно переложили с больной головы на здоровую – на дилеров. Например, по последствиям последнего кризиса в РФ, с авторынка в 2015 г. было сметено около 40% посредников (прогнозировалось от 30 до 70%), в том числе и ВАЗовских, а ВАЗ как работал, так и работать будет, дилеров на его продукцию всегда хватит.

Поэтому, если менеджер авторизованного салона вам говорит, что скинуть ничего сейчас не может т. к. мол, «сами торгуем в убыток», или «и так продадим», не принимайте это за чистую монету для всех случаев.

Вот в некоторые периоды дилеры получают карт-бланш на особо большие скидки и любят говорить, что «торгуем ниже закупочной». А закупочную цену меняют именно производители, причем они никогда не опустят ее к каким-то пределам, похожим на себестоимость. Это закон производства.

Т. е. запас ценовой гибкости всегда имеется, т. к. он обязан быть по определению при правильной постановке бизнеса.

Причем в каждой стране с сетью авторизованных дилеров контракты заключаются по разной стоимости продукта. Например, в ОАЭ цена на автомобили, как это ни странно, довольно невысокая – шейхи заботятся о подданных и «жмут» своих дилеров, а они «падают в ноги» корпорациям. Те уступают т. к. в Эмиратах выгодный динамичный рынок авто, особенно по премиум-классу.

Наши же автодилеры никому в ноги не падают и любят задирать цены при каждом удобном случае. Поэтому совет вам тут такой: не жалейте их – совесть там близко «не ночевала». И если даже время покупки авто выбрано самое неудачное, это не означает, что нужно покорно соглашаться с «сокрушенно» разводящим руками менеджером и его ценой.

Далеко не все модели на складах имеют шанс на продажу по полной стоимости. Это учитывают и производители, и их дилеры. Поэтому торгуйтесь всегда и до последнего, прибегайте ко всяким хитростям и «дожимайте» продавца. Не беспокойтесь, они от этого не обеднеют, т. к. по закону рынка на одного напористого покупателя приходится три слабохарактерных, так, что позже они отыграют свое с лихвой.

Время для покупки автомобиля

Итак, когда же лучше всего покупать автомобиль? Естественно, когда он дешевле всего.

А это в первую очередь в то время, когда его хуже всего продавать. Это касается как новых, так и БУ машин. В данном случае наибольшее влияние на цену оказывает сезонность.

Сезоны года

Вот своеобразный «календарь» по сезонам года, которым можно руководствоваться при покупке авто:

Январь – это один из самых лучших месяцев для автошопинга. В это время рынок подержанных машин переживает традиционный зимний спад, а конец корпоративного финансового года заставляет дилеров по максимуму избавляться от прошлогодних моделей, освобождая места для поступлений нового года. В этом месяце предлагаются самые хорошие бонусы и открываются привлекательные ценовые и кредитные акции.

В феврале рынок начинает оживать от спячки и самые ценные подарки с акциями исчезают из предложения. Но цены по-прежнему остаются достаточно низкими. А на остатки моделей прошлого года ценник может упасть еще более, чем январский т. к. это последний месяц перед поступлением нового товара на склады.

В марте первичный и вторичный авторынок активизируется. Поступает новый товар в салоны, уходят «на огороды» стоялые в сугробе подержанные «шушлайки» вторички. Цены начинают расти, подарки обычно малоценные, но в салонах могут предлагать вполне хорошие условия для женщин к акциям на 8 Марта.

В апреле и до конца мая сезонный спрос на автомобили максимальный. В это время новые и подержанные машины хорошо продаются по полной стоимости. Покупать в эти месяцы стоит лишь по случаю необходимости т. к. ничего сэкономить не удастся.

В июне весенний спрос начинает падать и с последней декады месяца до средины августа автомобили опять дешевеют, что «чревато» уступками, скидками и подарками, хотя и без особого зимнего ажиотажа. Часто к машине бонусом предлагаются заграничные турпутевки в пляжные страны, чтобы убедить потребителя потратиться сперва на авто, а уж затем на отдых и никак не наоборот.

Со средины августа и по начало ноября спрос на все машины опять возрастает, скидки бывают редко, а подарки не отличаются особой ценностью, но и то и другое часто встречается как явление.

Со второй половины ноября и до новогодних праздников проходит т. н. время предновогодних скидок – самый неоднозначный период. В это время можно встретить множество бонусных и акционных предложений, но в сравнении с январскими они обычно обременены всяческими условиями. Это время активного маркетинга, когда растет спрос, а цены маскируются под всяческие ухищрения. Но можно встретить и вполне привлекательные условия, особенно на «вторичке». Хотя для полноценной экономии лучше всего уже подождать до января.

Маркетинговые планы и погода

В первом разделе я рассказывал про особенности маркетинга автопроизводителей и автодилеров. А тут я упомяну о том, что первые всегда «спускают» вторым свои маркетинговые планы, за невыполнение которых предусмотрены различные кары, вплоть до разрыва контракта за злостные недопродажи.

Руководство дилерских центров в свою очередь проецирует эту ответственность и взыскания на своих менеджеров, устанавливая им годичные, квартальные и месячные лимиты минимальных продаж. Злостным нарушителям сего грозят лишение премиальных, штрафы и увольнение «за профнепригодностью».

Для успешного выполнения плана руководство обеспечивает менеджерский состав правомочностью на какой-то объем персональных скидок и бонусов.

Внимание! Этот лимит всегда значительно меньше, чем лимит по общей продаже машин для каждого менеджера.

Поэтому ваша задача состоит в том, чтобы скидку выбили именно вы, а не кто-то другой. Менеджер, конечно, не будет вам ее давать охотно. Но так как сезонность спроса не имеет влияния на текущую календарно-плановую отчетность, то можно подобрать моменты, когда даже у талантливых менеджеров могут быть риски недопродаж.

Из предыдущего подраздела о сезонности можно сделать вывод, что наиболее выгодно и плодотворно можно торговаться:

  • В конце января, февраля и июля (месячный план);
  • В конце июня и конце декабря (квартальный и годовой план).

В эти периоды выбить скидку в 5% может даже ленивый. Но вы все же помните, что 5% не предел: дилеры будут иметь с вас прибыль даже если сбросят вам целых 20%! Это т. н. максимальная скидка, хотя даже она не предел и при надобности менеджер может привлечь свое руководство для одобрения его действий по еще большей уступке (правда, это в основном касается дорогих машин).

Тут я добавлю для общей эрудированности, что оптимальный срок хранения автомобиля на дилерском складе составляет 90-100 дней, после чего машина начинает потихоньку сама «поедать» рентабельность своего нахождения в продаже.

Ну и несколько слов о погодных условиях. Это касается уже чисто вторичного рынка: покупателями замечено, что в морозные дни продавцы более склонны к плодотворному торгу, нежели в слякоть. Это, вероятно, уже зависит от биологических особенностей организма, нежели от каких-то маркетинговых механизмов.

Но из этого можно извлечь дополнительную пользу: если вы назначите осмотр машины в морозный день, то договоритесь с хозяином чтобы он подождал вас и не заводил машину. Так вы проследите как авто заводится после холодной ночи, что может многое сказать о состоянии ее агрегата.

Полезные советы

  • Если вы покупаете новую машину в первом квартале года, то тут для некоторых есть кое-какая разница. В случае, когда вы не планируете ездить на авто более 3-х лет, выгоднее всего купить модель текущего года в марте, т. к. при продаже на цену влияет именно год выпуска, а не год приобретения. А если машину планируется использовать долго, то выгоднее взять прошлогоднюю по дилерской скидке, т. к. ее год выпуска лет через 5-7 уже не будет иметь сильного влияния на цену (влиять будет уже фактическое состояние).
  • Вы должны знать, что не у всех автопроизводителей финансовый год традиционно кончается в марте. У некоторых это может быть декабрь, но такое встречается редко.
  • Некоторые ушлые менеджеры автосалонов иногда предлагают выгодную «серую» сделку надежным на их взгляд покупателям: если с планом у продавца все ладно и лимит скидок остался большой, то он может договориться с вами о полной персональной скидке (как «для своих»), при условии, что вы оговоренной ее частью в последствии поделитесь с «благодетелем». Конечно, подобное несколько похоже на мошенничество. но многие этим пользуются, т. к. по факту никто ничего ни у кого не крадет, и все четыре стороны остаются в выгоде.

Заключение

Итак, вы уяснили себе, что наибольшее влияние на расценки и готовность к скидкам дают сезонные колебания спроса и календарные планы автосалонов.

Конечно, в жизни могут быть разные случаи т. к. маркетинг вещь капризная и зависящая от многочисленных условий (рыночная конъюнктура, курсовые колебания, социальный фактор и т. п.). Поэтому, вооружившись данными в этой статье советами, нужно держать «нос по ветру», тогда вы можете не просто поймать, а и предугадать выгодный для покупки момент, отличающийся какой-либо особой специфичностью.

А были ли у вас какие-то случаи с удачной или неудачной покупкой, на которую повлияло время совершения сделки? Если вы владеете подобным опытом, то поделиться им в комментариях будет совсем нелишне т. к. это может кому-то помочь более точно определиться с выбором момента заветной покупки.

Одна молодая парочка вздумала накормить колоритного испанца самыми ходовыми блюдами из русской кухни, но только теми, про которые они точно знали, что в Испании таковых нет. Реакция латинского мачо на рашн-яства оказалась несколько неожиданной, в отличие от, например, американцев. Посмотрите на это сами и сделайте выводы о том, какие они, испанцы, привереды:

Что ж, уважаемые посетители, на этом я завершаю сегодняшнюю публикацию. Не стесняйтесь пользоваться социальными кнопками и подписывайтесь на интересные обновления.