Алевтина Путилова, журнал Chief Time.
Автосалоны на покупателей производят впечатление надежного и солидного продавца. Ведь покупка в автосалоне не связана с риском, всегда комфортна и не имеет подводных камней. А бесконечные акции, скидки, красивые витрины, вежливые и обходительные менеджеры и отполированный шоу-рум так и кричат: «Здесь находится автомобиль твоей мечты!»
Невнимательные клиенты, которые не разбираются в тонкостях комплектаций, оформлении сделки и получения кредита, становятся прямыми жертвами предприимчивых менеджеров по продажам. Ситуацию усугубляют дыры в законодательстве и попустительство правоохранительных органов. А тем временем продавцы изобретают изощренные способы «надувательства», «облапошивания» и дезинформации покупателей, накручивая и продавая автомобили по слишком завышенным расценкам. Журнал Chief Time собрал самые распространенные схемы мошенничества в автосалонах.
Оговоримся, что не все нижеперечисленные «разводы» практикует каждый автосалон. Еще существуют и добросовестно работают автосалоны и официальные дилеры, дорожащие своей репутацией. Тем не менее, кто предупрежден — тот вооружен!
Завлечь потребителя любой ценой
Чтобы продать автомобиль, увеличить оборот, надо заманить клиента. Какими способами — дело второе. Обман как раз можно обнаружить уже на этой стадии. Ведь недобросовестная реклама — первый признак недобросовестного продавца. Реклама в СМИ и консультации по телефону озвучивают минимально низкую цену на новый автомобиль. Как правило, в рекламе мы никогда не замечаем маленький предлог «от» перед ценником на дорогую модель или приписку: «Предложение ограничено». Это иллюзия, затуманивание глаз потенциальным покупателям. На деле все оказывается хуже, чем в красочной рекламе. Либо той комплектации нет в наличии, и вряд ли она будет в ближайшие полгода, либо дилер указывает цены, которые меньше реальных на 18%, то есть без учета НДС. После такой рекламы у потребителя возникает желание, а затем и потребность купить именно этот автомобиль немного дешевле. Он бежит в автосалон и попадает в медовые «лапы» опытных и «ушлых» менеджеров по продажам.
В рекламе используются и другие приемы, которые также не соответствуют действительности. Например, предлагается в подарок зимняя резина или магнитола с сигнализацией. Как правило, официальные дилеры вынуждены соблюдать федеральные акции, насаждаемые сверху заводами-производителями и их маркетинговыми отделами. Там, чаще всего, все чисто: подарки клиенту возмещаются в полном объеме и дилер ничего не теряет. Серый же дилер не может себе позволить такую роскошь как дорогой подарок. Поэтому ценник на автомобиль с подарком будет выше ровно на сумму подарка.
Вариант акции с беспроцентным кредитом и рассрочкой — более надежен. Такую рекламную кампанию могут себе позволить только официальные дилеры, опираясь на компенсации производителей и программы финансирования банков. Итак, дилер, заявляя о беспроцентном кредите, на самом деле оформляет этот кредит с процентами (по ставке банка), но сумму процентов и переплаты он компенсирует покупателю скидкой на автомобиль или дополнительным оборудованием. Эти скидки на сумму процентов дилеру возмещаются производителем.
Как не попасться? По телефону ни один менеджер не расскажет всей правды, потому что перед ними стоит задача: завлечь клиента в автосалон. Даже если они и назовут по телефону окончательную стоимость автомобиля, все равно в дальнейшем окажется, что-нибудь да упустили. Перед покупкой автомобиля изучите цены, например, в интернете. Насколько они отличаются от предлагаемых расценок в данном автосалоне. Изучите комплектацию автомобиля: не входит ли в заводскую комплектацию машины сигнализация, которая якобы идет в подарок. На берегу уточняйте все нюансы по поводу конечной стоимости автомобиля. Внимательно читайте договор на покупку и на оформление кредита, обратите внимание, какая в нем прописана окончательная стоимость и что входит в комплектацию автомобиля.
В автосалоне сэкономить не получится
Автомобиль найден, цена определена, покупатель собрал деньги и едет в салон. Мысленно он уже за рулем новенького авто возвращается домой. Он настолько расслаблен, возбужден и психологически открыт, что менеджеру ничего не стоит «развести» покупателя.
Покупателю вдруг сообщают, что именно этот автомобиль — последний по этой цене и за него буквально 15 минут назад уже внесли предоплату. Автомобиль продан, а клиент-то настроен на покупку. Поэтому ему незамедлительно предлагается такой же вариант, но немного другой комплектации и чуточку дороже. Впоследствии может и вовсе оказаться, что вам продали абсолютно тот автомобиль, что был вами выбран, укомплектованный дополнительно, например, только резиновыми ковриками, но дороже на десятки тысяч рублей.
В другом случае покупателю действительно продадут такой же автомобиль, но с установленным дополнительным оборудованием, на чем заработает свой пай и технический сервис автосалона. От оборудования отказаться не получится — оно же уже установлено. Стоимость автомобиля возрастает.
Покупатель заявляет, что лучше поставит дополнительное оборудование на автомобиль в другом месте? Автосалон категорически против этого. Ведь это — его упущенная выгода. Вам сообщат, что, если вы что-то установите на новом автомобиле из дополнительного оборудования, вы потеряете гарантию на автомобиль.
Как не попасться? Охладите свой пыл. Сообщают, что машина продана? Разворачивайтесь и уходите. Автосалону не выгодно терять клиента, да еще с наличными деньгами. Менеджеры сделают все возможное, чтобы сгладить ситуацию. И вдруг окажется, что покупатель, внесший до вас предоплату, вдруг откажется от машины, а дополнительное оборудование вполне можно снять с автомобиля. Более того, если автомобиль действительно кто-то купил до вас, можно заказать нужную комплектацию, заключив договор и внеся предоплату, и машина придет максимум через месяц. Если продавец грозится отказом от выполнения гарантийных обязательств, смело жалуйтесь в Роспотребнадзор. Подобные претензии противоречат Закону о защите прав потребителей. Отказаться от выполнения гарантийного обслуживания продавец имеет право только в отношении конкретной неисправности и только в том случае, если докажет, что неисправность вызвана неправильной установкой дополнительного оборудования.
Собственные курсы валют
Такие обозначения как «у. е.», оказывается, еще существуют на автомобильном рынке. Практика собственных валютных курсов — тоже своего рода уловка. Невнимательный покупатель без калькулятора вряд ли разберется с «политикой внутреннего курса» автосалона. Все просто: курс автосалона практически никогда не соответствует реальному курсу доллара. Именно поэтому автосалон и указывает в прайсе обозначение «у. е». Таким образом, покупатель мысленно посчитывает стоимость авто по российскому курсу доллара, например, в 30 рублей, а на деле с него просят заплатить за автомобиль по внутреннему курсу «1 у. е. = 33 рубля». Выход один: при первом знакомстве с менеджером уточняйте, какой курс валюты у салона и какова цена автомобиля в рублях.
Драконовские штрафные санкции
Откровенным мошенничеством можно назвать следующую схему. Менеджеры, окрыленные своей безнаказанностью, уверены, что пострадавшие ничего не докажут. Но против нескольких менеджеров автосалона уже возбуждено уголовное дело.
На автомобиль выставляется низкая цена, клиент дает задаток от 30 до 70 тысяч рублей, а на следующий день ему озвучивается реальная стоимость автомобиля, которая выше на несколько тысяч. Покупатель, естественно, отказывался от сделки, но ему указывают на пункт подписанного им договора купли-продажи: в случае отказа от сделки, он обязан оплатить неустойку в размере 7% от стоимости автомобиля. На уговоры и просьбы войти в положение, вернуть деньги невозмутимый менеджер кивает, что следует быть внимательными при подписании договора. Здесь он, конечно, прав. Далее подходит старший менеджер, который с участливым видом предлагает другой выход: выбрать машину подешевле. Но ведь клиент внес предоплату именно за тот автомобиль и именно за ту невысокую цену….
Это только несколько вариантов возможных уловок менеджеров автосалонов по «выкачиванию» денег. Поражает, что в большинстве случаев руководство автосалона в курсе этих дел, закрывает на это глаза, нанимает опытных юристов для защиты, с серьезным видом принимая жалобы покупателей. Это выгодно и приносит деньги. Главное — прибыль.
Рекомендация только одна: будьте бдительны, не введитесь на «бесплатный сыр» и щедрые подарки, не расслабляйтесь, ищите отзывы о продавце и читайте все документы очень внимательно.
Самое интересное потом
Когда потом? Когда наступает момент технического обслуживания автомобиля. Это и есть золотое дно автосалонов. Помимо того, что нормо-час автоматически в несколько раз завышен, чем в любом автосервисе, так и специалисты, мягко говоря, работают там разного уровня, об этом говорит даже статистика текучки кадров в техническом отделе.
Список обязательного перечня работ, которые необходимо провести во время планового техосмотра – еще одна тема для обсуждения. Зачастую из этого списка можно половину убрать. Например, замена масла у Toyota привязана на 10 тысяч километров пробега, хотя этот автомобиль может пройти все 15 тысяч километров на этом масле. Вот и считайте, что за 30 тысяч пробега вы поменяете в автосалоне масло три раза, хотя на самом деле можно и двумя разами обойтись. Более того, масло сливают не целиком, свежее масло доливают, а остатки, те же самые специалисты сливают в бочки и продают за 250-300 рублей за литр. В итоге на вашей замене масла зарабатывает не только автосалон, но его работники.
Свято место пусто не бывает
Известный основатель сети отелей Hilton Hotels & Resorts Конрад Хилтон всегда стремился к тому, чтобы каждый сантиметр его отеля зарабатывал деньги, и это правильно. Наши руководители автосалонов тоже к этому стремятся, правда, стараются заработать в свой карман. Страховые компании платят за «вход» в автосалон приличные суммы денег, не говоря уже о том, что ежемесячно платят проценты с общей суммы прибыли с каждой точки сети этого автосалона. И потом нам с вами добровольно-принудительно автосалон рекомендует конкретные банки и страховые компании, ссылаясь на то, что это официально аккредитованные компании по работе в сфере кредитования, лизинга и страхования их автомобилей. Хотя каждый гражданин России по гражданскому Кодексу имеет полное право самостоятельно выбирать банк и страховую компанию.
Для справки:
Статья 165. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (Уголовный кодекс РФ, глава 21, статья 165) 1. Причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи:
а) совершенные организованной группой;
б) причинившие особо крупный ущерб, — наказываются лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.