Добро пожаловать в пустоту: что происходит с автосалонами в ДНР

Военные действия на востоке Украины между регулярной армией и корпусами непризнанных республик ДНР и ЛНР принесли немало горя простым людям по обе стороны линии соприкосновения. Но как бы то ни было, а жизнь в Донецке продолжается: там продают и покупают машины, ездят по дорогам и даже соблюдают правила дорожного движения. Мы начинаем цикл публикаций об автомобильной жизни в ДНР от первого лица и стартуем с автосалонов и первичного рынка. Которого, в общем-то, давно не существует.

Б ольшой промышленный город, коим является Донецк и его города-спутники, до войны был раем для автомобильных дилеров. Согласно статистике Ассоциации автопроизводителей Украины “УкрАвтопром”, в течение девяти месяцев 2013 года в Донецкой области было продано более чем 25 тысяч новых автомобилей. Больше машин продали только в Киеве, а вот другие области Украины по сбыту отставали весьма существенно. И потенциал для автопроизводителей был большой – на каждую 1 000 человек в Донецке приходилось по российским меркам не так много автомобилей – около 180.

На чем катались дончане до войны? В основном на недорогих автомобилях B-класса да на старых “немцах” и “японцах”. Опять же, если заглянуть в статистику за 2012-2013 годы, то можно обнаружить на лидирующих позициях автомобили марок Hyundai, ЗАЗ и Geely, хотя Toyota, KIA, Volkswagen, Skoda, Nissan и Renault также уверенно вели свой бизнес и продавали более 10 тысяч автомобилей в год.

Что происходило с автосалонами во время начала войны?

Еще до того момента, когда в конце мая 2014 года начались активные боевые действия с применением авиации, город начал сползать в состояние хаоса. В новостях появилась информация, что начались массовые захваты имущества автосалонов: новенькие автомобили ополченцы забирали для своих нужд. В начале июня 2014 года, после первых ожесточенных боев за донецкий аэропорт, дилеры в спешном порядке стали эвакуировать те машины, которые не успели растащить.

Как это происходило, я видел сам: небольшие колонны новеньких автомобилей без номерных знаков пытаются выехать из города. За рулем – менеджеры, пытающиеся спасти бизнес компаний. Разумеется, не по главным улицам.

К тому времени город уже оброс блокпостами разрозненных отрядов ополченцев, но еще можно было относительно безопасно выехать из города по грунтовым дорогам, поскольку стабильной линии соприкосновения не существовало, да и мины еще не закладывались в массовом порядке. В июле, после того, как ополченцы разоружили всю городскую и областную полицию с нацгвардией, следить за порядком в городе стало практически некому. Кто не успел, тот опоздал.

В каком состоянии автосалоны сейчас?

Автосалон Honda на проспекте Богдана Хмельницкого пуст, автомобилей внутри нет, не видно ни персонала, ни офисной техники, ни людей, ни даже охраны. Но здание все же находится в хорошем состоянии (бывает и иначе, о чем я расскажу ниже). На перекрестке перед ним стоят вооруженные до зубов люди: украинские СМИ утверждают, что на соседней от автосалона улице живет глава ДНР.